Чайная школа. Урок 2

Чай в даосизме

В предыдущей главе мы говорили о человеке который впервые начал культивировать чай —  У Ли Чжень — помимо всех прочих заслуг он считается даосским монахом, и чай в даосизме приобрел особую роль.

Путь Дао это путь отречения от эгоистичного «Я» на пути к высшему «Я». Даосизм исконно китайская религия, которая зародилась примерно в пятом веке до нашей эры, постепенно трансформируясь и обрастая легендами, она прочно закрепилась в мироощущении китайцев. Она не похожа на религию в понимании европейцев, а скорее на совокупность практик, но включает в себя и сонм различных божеств и духов. Есть и верховный бог, но над ним, как и над всем вокруг, главенствует Дао. Дао – это Закон, Абсолютная Истина, первооснова бытия. Человек, чтоб обрести гармонию и счастье, должен соединиться с Дао, с помощью познания себя и благодаря практикам. Это очень глубокая тема  которую можно изучать всю жизнь.  Скажу только, что в даосизме есть интересный принцип невмешательства в ход вещей и чужой путь, бездействие, У-вэй – созерцательная пассивность.  Так любое действие противоречащее Дао – это напрасная трата энергии. Гармонию находит не тот кто спешит сделать много хороших дел, а тот кто обращаясь в своему внутреннему состоянию, находит в себе гармонию мирозданья.

«…Все люди держатся за свое «я», один лишь я выбрал отказаться от этого. Мое сердце подобно сердцу глупого человека, — такое темное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Не остановим, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого».

Лао-Цзы

Совсем не удивительно, что чай нашел свое почетное место в даосизме, создав прочный и гармоничный тандем.

Чай давал даоссам Ци – энергию, жизненную силу. Отсюда появляется понятие «Ча Ци» — энергия чая или его жизненная сила. Чаепитие в Даосизме это невероятная осознанность, которая начинается с чайного ростка, места где он рос, как был сорван, какие  мысли и чувства были у сборщика чая, как чай хронили, подавали, заваривали – все имеет значение, так как от всего этого пути зависит жизненная сила чая, его Ци. Чаще всего даосские монахи сами выращивали чай, придавая особое значение каждому из процессов. Кульминацией становится сама чайная церемония – Гун Фу Ча. Каждый момент имел глубокое значение от размешивания чаинок, олицетворявших мелкие частицы в океане мирозднания, до глубокого познания микрокосмоса в себе.  Единство всех пяти элементов и в чайной церемонии, и во вселенной, и в каждом человеке, как части природы.

Традиция подавать чай гостю так же имеет отношение к даосизму, и берет свое начало от Инь Си (Гуань Инь/Куанинь), известного, как первый ученик Лао Цзы. Именно он, встретив Учителя на приграничной заставе Хань Ку Куань, предложил ему чай. В ответ на гостеприимство Лао Цзы оставил ему главную книгу даосизма «Дао Дэ Цзин».

Способы приготовления чая и его подачи несколько раз менялись кардинально на протяжение нескольких тысячелетий, но благотворное воздействие чая на состояние человека и единение его с природой навсегда связало чай  и даосизм.

Так чай стал неотъемлемой частью учения о Дао.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *