Чайная школа. Урок 3

Чай в буддизме

Немного позднее начала формирования даосизма, в Китай начал проникать буддизм. Было несколько буддийских сект и ответвлений от них, которые пришли из Индии. Но все они очень тяжело принимались населением Китая, а чаще вообще отвергались. Так,  к примеру, буддисты секты Сухвати считали, что мир – это всего лишь грязная земля, а китайцы любили землю, были близки к природе, искали гармонию с ней (вспомним даосизм).  А последователи секты Саньлунь всю жизнь ждали смерти и говорили о том, что человек должен «плакать, пока жив», но жизнелюбивые китайцы, не хотели плакать.… Пришлось буддизму подстраиваться под Китай. Самой истинно-китайской из всех веток буддизма стала секта Чань. Она вобрала в себя и медитации, с целью обретения душевного покоя, и изучение внутреннего мира, и самосовершенствование, и конечно буддистские обряды. Постепенно, впитывая в себя все лучшее из других китайских религий, Чань не смогла обойти культуру употребления чая. Которая к тому же полностью соответствовала идеологии буддизма.

Появляется буддийская версия возникновения  чая. Она повествует о том времени, когда из Индии в Китай приезжает Бодхидхарма. Он несет с собой учение буддизм. Именно он основывает первый Шаолиньский монастырь. В Китае его называют Дамо, а японцы зовут Дарума. По этой легенде Бодхидрахма 9 лет медитировал в пещере, но вот его стало клонить в сон, как мог,  боролся он со сном, но глаза закрывались сами. Тогда, разозлившись, он вырвал себе веки и бросил их к подножью горы. На месте куда упали веки вырос куст. Заварив листья с этого куста, Бодхидрахма тут же почувствовал бодрость тела и ясность ума. Так были открыты эти полезные   для длительных медитаций свойства чая. С тех пор представители дзен-буддизма несли со своим учением и особое почитание чая. Для буддийских монахов чай не только способ утолить жажду, но и отдельная духовная практика, медитация, очищение сознания.

Большинство буддистских храмов на своих землях выращивали чай, что поспособствовало селекции и   разведению новых видов чайного куста. Сохранилось много документальных подтверждений в монастырский хозяйственных книгах о покупке, сборе, работе с чайным листом.

Чай использовался и в обычной жизни монахов и для проведения особых ритуалов, и во время многодневных изнуряющих практик. Есть и упоминания о употреблении улунских чаев и их свойстве «звеняще-четкого» состояния ума. В каждом монастыре была чайная комната, и какие бы трудные времена не переживал монастырь, употребление чая не прекращалось. Даже выращивание, сбор и приготовление чайного листа стало своего рода медитацией. Сама же чайная церемония стала олицетворением основных принципов учения Будды. Монахами она была доведена до совершенства, где каждый шаг и каждое движение имело глубокий смысл и высокую степень осознанности. На территории Китая существовало много ответвленных буддийских школ но все они признавали чай даром Будды.

Фэн Янь живший в эпоху Тан писал в своих записях: «южане любили пить чай, в то время как северяне сначала не имели такой привычки. В середине правления Кайюаня мастер укрощения демонов в храме Божественной Скалы на горе Тайшань активно создавал секту Чань. Когда монахи начали заниматься медитацией, им не разрешалось ни спать, ни ужинать. Но им разрешалось пить чай. Так что каждый из них заваривал и пил чай. Люди последовали их примеру, и скоро чаепитие вошло в обычай…  В городе открылось много чайных магазинов, где каждый мог купить чай. Производимый на горе чай отличался разнообразием сортов, и его было очень много; его перевозили на лодках и тележках из долин Янцзы и реки Хуай».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *