Чайная школа. Урок 4

Чай в конфуцианстве

 

О конфуцианстве и самом Конфуции известно много фактов, но многие из них обросли мифами и легендами. Попробуем кратко разобраться в конфуцианстве.

В Китае 5-й век до нашей эры был смутным временем – феодалы вели междоусобные войны за земли и власть, в то время как крестьяне нищали и разорялись.  В знатной, но потерявшей власть и богатство семье родился мальчик, которому в будущем суждено стать великим мудрецом Кун-Фу-Цзы (Мудрый учитель Кун).  В подростковом возрасте он много учился, по одной из легенд его учителем был Лао Цзы.  Конфуций продолжал учится и в более зрелом возрасте, постепенно став одним из самых знаменитых педагогов всего Китая. Какое-то время он занимался политикой, и даже стал высокопоставленным чиновником, но оставил эту службу, в большей степени из-за интриг, которые плели члены правительства. Вернувшись на родину, он продолжил заниматься обучением подрастающего поколения.

Конфуцианство сложно назвать религией, это скорей эстетическо-моральное учение, о жизни человека в обществе и государстве. Если другие религии того времени были направленны в основном на единство с природой, поиск мира внутри себя, то конфуцианство направлено на регулирование отношений в социуме, гражданскую позицию, нормам поведения в семье и обществе, отношении государства к народу.

Постепенно конфуцианство как социальное учение переплелось с основными китайскими религиями, став неотделимой частью менталитета, жителей  Поднебесной.

Конфуцианство учит соблюдению всех правил этикета, хорошего тона и ритуалов. Именно поэтому в конфуцианстве чайная церемония самая пышная и торжественная. Здесь уже большее значение уделяется не медитативному созерцанию, а гостеприимству  и радушию хозяина, дружелюбию гостей, украшениям, одежде, посуде. Церемония не направлена в глубь себя, а скорее во внешнюю красоту, где каждое движение и каждый предмет служит показать отношение хозяина к гостям.

Благодаря особенностям конфуцианства в чайной церемонии появились отличительные черты в зависимости от того по какому поводу проводится ритуал – свадьба, знак уважения, встреча с семьей, извинения. Долгом мастера становится поддержание и направление беседы, настроения участников. Чай подается сначала самому старшему и самому уважаемому из собравшихся. Большое значение имеет струя воды из чайника – она должна быть длинная, непрерывная и тонкая – это гарантирует участникам спокойствие и долголетие. Необходимо выпить минимум 7 пиал с чаем, чтоб не обидеть хозяина, так как каждая чашка имеет свое значение.

Первая чаша знакомит с чаем.

Вторая позволяет расслабиться.

Третья – стимулирует мозг.

Четвертая – растворяет все проблемы.

Пятая – очищает тело.

Шестая – открывает разум духовному.

Седьмая – дарит высшую степень расслабления и осознанности.

Так писал об этом китайский поэт династии Тан  Лотунг:

«Первая чашка чая увлажняет мне губы и горло, Вторая чашка разбивает моё одиночество, Третья чашка ощупывает мой бесплодный ум, Но чтобы найти тома блуждающих мыслей. Четвёртая чашка — и вот выступила испарина. Всё, что неправильно в жизни, уходит сквозь поры кожи. За пятой чашкой я очищен. Шестая — я слышу призыв бессмертных. Седьмая — ах, не могу больше я — Пусть в царство бессмертных несёт меня ветерок».

Познакомившись с основными религиями Китая и роли чая в них, вы с легкостью сможете определить к какой школе относится чайный мастер.

Даосский мастер нальет чайник не до конца, оставив место для недосказанного и невыразимого

Буддист прольет через край в щедром стремлении напоить духов.

Конфуцианец будет лить точно сколько нужно, идеально выполняя все положенные ритуалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *